Хорошая стратегия – это согласованная стратегия

Пост обновлен янв. 26

16 декабря 2020 года на расширенном заседании правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления обсудили проект Стратегии развития территориального общественного самоуправления (далее – ТОС) в Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия), подготовленный под общей редакцией председателя Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления (далее – ОАТОС), депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, первого заместителя руководителя фракции "Единая Россия" Виктора Борисовича КИДЯЕВА. В целях дальнейшего утверждения общим собранием ОАТОС уже в этом году Стратегию направили в советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации для организации сбора и обобщения предложений и замечаний по данному проекту..Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Российской Федерации до 2030 года является документом стратегического планирования, в котором определены приоритеты, цели, задачи и этапы развития территориального общественного самоуправления в стране.

Целью Стратегии являются создание на всей территории Российской Федерации системы ТОС, формирование межведомственного партнерства органов власти, депутатов и учреждений всех уровней с жителями, бизнесом и некоммерческими организациями для обеспечения роста качества жизни.

Для достижения цели и решения задач Стратегии в течение ближайших 10 лет планируется поэтапно выстроить в Российской Федерации систему ТОС и обеспечить с ее помощью активное участие жителей, бизнеса и некоммерческих организаций в решении актуальных проблем территорий.

Стратегия подготовлена на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Научной концепции развития ТОС в Российской Федерации, утвержденной общим собранием ОАТОС 1 ноября 2017 года, Европейской хартии местного самоуправления.

При разработке Стратегии учтены основные положения отраслевых документов стратегического планирования, указов, посланий и поручений Президента Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, определяющих основные направления развития местного самоуправления в Российской Федерации.

Кроме того, Стратегия учитывает и предложения активных участников территориального общественного самоуправления; сложившуюся практику организации ТОС в регионах Российской Федерации; мнения и опыт экспертов Общенациональной ассоциации ТОС; инициативы общественников, озвученные в ходе проведения различных собраний и встреч, посвященных развитию ТОС.

Главным результатом успешной реализации Стратегии должны стать устойчивое функционирование, развитие системы ТОС в Российской Федерации и значительное повышение качества жизни людей на территориях, на которых работают ТОСы.

Основой правового демократического государства является разветвленная система институтов гражданского общества, представляющих собой совокупность свободно и легально организуемых, тесно взаимосвязанных, самоуправляемых социальных групп и основанных на традициях и опыте общественных отношений, возникающих в процессе реализации инициатив, интересов, потенциальных возможностей индивидуума и общества в целом.

Развитие форм самоорганизации граждан на уровне дома, улицы, района, села, кооператива служит платформой для построения гражданского общества, формирование которого является приоритетной задачей для органов власти всех уровней. Одна из таких форм, предусмотренных российским законодательством, – территориальное общественное самоуправление.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Из данного определения видно, что законодатель не относит ТОСы к виду публичной власти, но признает их институтом местного самоуправления. Они предназначены для реализации собственных инициатив жителей в общественно полезной деятельности, осуществляемой при решении вопросов местного значения. Эти вопросы перечислены в статьях 14, 15 и 16 Федерального закона №131-ФЗ. Их непосредственное решение возложено на население и органы местного самоуправления. Именно они, в отличие от ТОСов, наделены властными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, ТОСы следует характеризовать как особую, территориально организованную форму общественной, гражданской активности в сфере местного самоуправления. ТОС не являются формой прямого народовластия, органы ТОСов не входят в систему органов местного самоуправления. ТОСы представляют собой форму участия населения в осуществлении местного самоуправления, являются институтом местного самоуправления. При этом без реально действующего территориального общественного самоуправления местное самоуправление вряд ли может быть эффективным.

Связь территориального общественного самоуправления и публично-властных институтов местного самоуправления обусловливает общественные черты местного самоуправления. В процессе их взаимодействия возникают и формулируются общественные интересы, которые посредством инициативной деятельности населения транслируются на уровень местной публичной власти. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения в сфере местного самоуправления и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств составляют основное содержание территориального общественного самоуправления.

Как институт гражданского общества, имеющий специфическую публично-ориентированную цель и сферу социально полезной деятельности, ТОСы являются связующим звеном между населением и муниципальным уровнем публичной власти. Они – резерв развития демократии и реального вовлечения жителей муниципальных образований в управление общественными процессами, способствуют повышению качества жизни населения, формированию у граждан чувства патриотизма, снижению уровня социальной напряженности.

Анализ существующих ТОСов показал, что их деятельность значительно отличается в различных регионах, но в основном она осуществляется по следующим направлениям:

– организация досуга жителей, проведение социально значимых мероприятий;

– информационно-разъяснительная работа с жителями в сфере ЖКХ;

– участие в благоустройстве территории, в том числе ее озеленении, очистке, праздничном оформлении;

– содействие развитию физической культуры и массового спорта;

– участие в решении вопросов жилищно-коммунального хозяйства;

– выявление и выражение общественного мнения по вопросам местного значения, информирование жителей о решениях, принятых органами власти, в том числе при участии и по предложению органов ТОСов;

– содействие в охране общественного порядка.

Как можно заметить, большинство проблем ТОСов в Российской Федерации носит организационный характер. При этом эффективно функционирующая система ТОСов представляет собой огромный ресурс для реализации стратегий развития регионов и муниципалитетов. ТОСы могут стать главными помощниками органов власти в решении задач повышения качества жизни людей. Также система ТОСов является надежным инструментом общественного контроля за деятельностью всех структурных подразделений органов местного самоуправления, бюджетных организаций, управляющих компаний и некоммерческих организаций.

Следовательно, как самостоятельный общественный институт ТОСы находятся в стадии становления и нуждаются в регулировании и поддержке со стороны федеральных, региональных и местных органов власти и управления.

В целях развития территориального общественного самоуправления на территории Республики Северная Осетия–Алания в 2019 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между Общенациональной ассоциацией территориального общественного самоуправления в лице председателя правления Виктора Кидяева, с одной стороны, и исполнительной властью Республики Северная Осетия – Алания в лице Главы Вячеслава Битарова – с другой.

Подписанное соглашение послужило развитию территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях нашей республики. В этой связи у нас уже есть успехи и федерального уровня. В прошлом году по результатам 2019 года Комсомольское сельское поселение Кировского района Республики Северная Осетия – Алания стало победителем (второе место) Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика" в номинации "Обеспечение эффективной "обратной связи" с жителями муниципальных образований, развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах" и уже получило денежную премию из федерального бюджета на сумму в размере 15 млн рублей. А мы в дальнейшем не собираемся останавливаться на достигнутых результатах.

Просмотров: 81Комментариев: 0
 

+7 (916) 788-60-71

Банный переулок, дом 3,оф. 406,
г. Москва, Россия 129110

  • VK Share
  • YouTube
  • OK.ru
  • Facebook
  • Instagram

© 2016 - 2021 Общенациональная ассоциация ТОС.